пятница, августа 03, 2007

Нетаджикские девочки. Нечеченские мальчики

В публицистической книге специального корреспондента газеты «Известия» Дмитрия Соколова-Митрича, по словам самого автора, рассматривается «тёмная сторона проблемы, имя которой «фашизм в России». Но речь здесь не о скинхедах, перманентно присутствующих в наших СМИ для (сознательного или нет – не важно) насаждения в обществе ксенофобии. Журналист, отталкиваясь от справедливого тезиса о том, что у каждой медали – две стороны, рассматривает именно другую, оборотную сторону «медали», отлитой в своё время под «национальный вопрос».
Это 11 авторских репортажей-расследований под рубрикой «Глазами очевидца» (опубликованных в разное время в «Известиях» и газете «Газета»). Их названия говорят сами за себя: «Этнические чистки», «Просто убийства», «Нападения и погромы», «Нападения на женщин. Изнасилования», «Нападения на сотрудников правоохранительных органов», «Преступления представителей нацменьшинств, работающих в правоохранительных органах», «Этническая дедовщина», «Рабство», «Незаконный захват жилья», «Вандализм», «Дискриминация по национальному признаку», «Сопротивление. Незамеченные бунты». Помимо этого, под рубрикой «По материалам СМИ» в каждой главе содержится разнообразная информация, почерпнутая автором из центральной и региональной отечественной прессы. Всего 184 сообщения о преступлениях и правонарушениях представителей нацменьшинств против русских в разных субъектах Российской Федерации. Открывает же книгу «Предисловие» с авторской оценкой ситуации, сложившейся на поле межнациональных отношений в современной России, и острой постановкой проблемы по «национальному вопросу». А завершает глава «Вместо эпилога» – 12 наиболее ярких и симптоматичных высказываний известных политиков и медиаперсон о «сволочизме», «пакостности», «тупости», «ущербности» и т.п. характеристиках русской нации.

Cлово автору книги

Мы все всерьёз полагаем, что «русский фашизм» – это болезнь, которая свалилась с неба и метастазы которой расползлись по несчастной стране, победившей когда-то Гитлера. И уподобляемся средневековым мракобесам, во времена эпидемии холеры тащившим на костёр ведьм, вместо того чтобы искать источник болезни и разрабатывать вакцину против неё... Только показатели ненависти к инородцам в России от этого не уменьшаются. Они лишь растут. Значит, что-то не так. Значит, мы боремся с симптомами, а не с причиной эпидемии. Значит, болезнь уходит вглубь и рано или поздно проявится в более серьёзной форме.
Оставим в стороне трескучие фразы, обратимся к цифрам, которые занимают довольно скромное место в милицейских сводках. У них голос не такой громкий, как у правозащитников, СМИ и представителей власти. Зато очень убедительный. Особенно когда за очередной цифрой стоит не чья-то, а твоя собственная жизнь.
Вот цифры из официальных данных МВД за январь–август 2005 года: «Иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации совершено 34,6 тыс. преступлений, в том числе гражданами государств – участников СНГ – 31,5 тыс. преступлений, их удельный вес составил 91%. В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства совершено 8,5 тыс. преступлений».
То есть в 2005 году мы, граждане России, совершили преступлений против гостей из других государств в 4 раза меньше, чем сами иностранцы совершили преступлений против нас. Точно такая же картина и в 2006 году. За январь–март иностранными гражданами и лицами без гражданства совершено 14 тыс. преступлений, в том числе гражданами государств – участников СНГ – 12,6 тыс. преступлений, их удельный вес составил 89,8%. В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства совершено 3328 преступлений. Опять в 4 раза меньше.
Не в этом ли причина ненависти?
Ещё немного цифр. В том же 2005 году в московские суды было направлено 121 дело об изнасиловании. В 79 случаях обвиняются мужчины, нелегально приехавшие из ближнего зарубежья.
Ксенофобия – это боязнь иного. Но бояться иного можно не только в силу собственных психических расстройств, но и из-за неадекватного поведения представителей этого самого «иного».
А вот официальные милицейские данные, которые говорят о том, что похожая ситуация сложилась в России не только с нелегалами или гражданами других государств, но и с представителями некоторых национальных меньшинств, имеющих российское гражданство.
На территории Подмосковья действует 47 этнических преступных группировок. Особые проблемы милиции доставляют выходцы из Чечни, Дагестана, Грузии и Азербайджана... 65% всех воров в законе – выходцы с Кавказа.
И теперь ещё одна цифра: за 2005 год было совершено 28 убийств, в числе мотивов которых имеет место и межнациональная рознь. Разумеется, в списке жертв нет ни одной русской фамилии.
Эта книга о том, что они есть.
Я утверждаю, что привычка правозащитников, а вслед за ними и СМИ – каждому нападению на человека с экзотической внешностью приписывать мотив национальной ненависти и цеплять к нему слово «русский» – является разжиганием национальной розни.
Я утверждаю, что привычка правоохранительных органов в угоду «общественному резонансу» уделять одним уголовным делам больше внимания, чем другим, только потому, что пострадавший – человек нерусской национальности, является разжиганием национальной розни.
Я утверждаю, что привычка судов в угоду «борьбе с русским фашизмом» давать за одни и те же преступления сроки, отличающиеся в несколько раз, – это разжигание национальной розни.
Когда руководство России в угоду сиюминутному политическому моменту не только не желает признать факт масштабных этнических чисток в Чечне в 1990–1994 годах, но и официально при выплате компенсаций ставит бывшее русское население республики в дискриминационное положение по отношению к чеченскому, – это разжигание национальной розни.
Есть в России такое странное, но устойчивое мнение, что когда русский убивает нерусского – это преступление ненависти, проявление фашизма. А когда, наоборот, нерусский убивает русского, – то это просто криминал. Дескать, русских бьют, убивают, насилуют, выгоняют из дома не за то, что они русские, а по другим причинам – в основном прагматическим.
Единственное поистине эффективное средство борьбы с фашизацией России – отнюдь не борьба с отдельно взятым фашизмом при потакании всем остальным, а равноудалённая тактика «единой справедливости для всех». Причём справедливости не только в судебных решениях, но и трактовании этого факта СМИ, чиновниками, общественными деятелями. Если ничего не изменится, мы придём к катастрофе.
«Нетаджикские девочки. Нечеченские мальчики» – это необходимый противовес той воинствующей «половине правды», которая стремится стать правдой единственной и тем самым ввести нас в заблуждение.
Практически все перечисленные в книге события оказались, увы, незамеченными широкой общественностью.
Считаю, что данная книга антифашистская, возможно, самая антифашистская из всех, что выходили в России в последние годы.

Дмитрий Соколов-Митрич. Нетаджикские девочки. Нечеченские мальчики. М.: Яуза-пресс, 2007. – 320 с. – (Журналистское расследование).

Геннадий АНТУФЬЕВ, "Литературная газета"