суббота, января 27, 2007

Социологи недосчитались среднего класса. Его численность сократилась на 5% с 2003 г.

Институт социологии Российской академии наук (ИС РАН) опубликовал данные первого крупного исследования, посвященного среднему классу в России. Главные выводы: с 2003 года за счет нефтяного благополучия численность среднего класса сократилась с 25 до 20% экономически активного населения. Социологи также отмечают снижение интереса среди представителей среднего класса к сфере платных услуг, для которой они являются базовыми потребителями.
Аналитический доклад "Городской средний класс в России" Института социологии, подготовленный совместно с немецким Фондом Фридриха Эберта, стал первым крупным академическим исследованием на эту тему за последние несколько лет. С 2001 года определить и описать средний класс в России пытались в маркетинговых целях – наиболее известным исследованием была работа "Стиль жизни среднего класса" компаний РОМИР и "Эксперт-Дата". Группа исследователей под руководством директора Института социологии профессора Михаила Горшкова анализировала выборки социологических исследований 2003 и 2006 годов с целью составить социологический, имущественный и ценностный портрет среднего класса.
Наиболее интересный вывод группы: увеличение численности среднего класса в России в 2003-2006 годах как минимум сомнительно. "Как это ни парадоксально, в условиях потока нефтедолларов, пролившихся на страну в последние годы, численность городского среднего класса даже сократилась",– констатируют авторы исследования. С 2003 по 2006 год число представителей среднего класса сократилось с 25 до 20% экономически активного городского населения, при этом его "периферия" увеличилась с 28 до 32%, прочие массовые слои – с 41 до 43%, городское "дно" сократилось с 6 до 5%.
ИС РАН определял средний класс несколько иначе, нежели маркетологи: три традиционных подхода к его определению, принятые у маркетологов (по уровню душевого дохода и по имущественному цензу; по самоидентификации и ценностям; "ресурсный подход" – по объему, типу и структуре капитала, лежащего в основе доходов), были отвергнуты. Авторы доклада относили к среднему классу респондентов своего исследования, отвечающих четырем критериям: определенные характеристики образования, социально-профессиональный статус (элемент "ресурсного подхода"), более высокий уровень благосостояния, нежели средний для региона; интегральная самооценка положения в обществе определенного уровня.
Маркетологи критикуют исследование социологов. "Средний класс примерно составляет от 25 до 35%",– считает исполнительный директор Центра человеческих ресурсов Татьяна Комиссарова, основываясь на данных о доходах населения. По ее расчетам, в России в 2006 году только upper middle class (с доходами $3-5 тыс. на каждого члена семьи) составляет 3-5% экономически активного населения. Впрочем, другие эксперты полагают, что ИС РАН не завысил число представителей среднего класса. "По западным меркам к среднему классу причисляют тех, кто может решить свои жилищные проблемы самостоятельно. Таких у нас в пределах 10%",– считает ведущий сотрудник Института системного анализа РАН Ольга Кузнецова.
Отметим, данные ИС РАН коррелируют с данными Росстата и МЭРТа о низком росте производительности труда в России, стагнации числа рабочих мест с высокой производительностью и нестабильности численности занятых в малом бизнесе.
На существование в России проблем со средним классом указывают и частные аспекты доклада. Так, по данным исследования ИС РАН, с 2003 года средний класс постепенно терял интерес к сфере платных услуг. Единственным растущим сегментом этого рынка стали образовательные услуги для детей (отметим, по данным Росстата, именно в этом секторе в 2006 году существенно росли цены, что внесло некоторый вклад в рост инфляции) и туристические услуги (этот рынок растет с 1999 года). Пользование медицинскими услугами сократилось, по этим данным, на 14% за три года. Число же представителей среднего класса, вообще не пользовавшихся платными услугами, возросло с 6 до 14%.