воскресенье, января 21, 2007

Единый и непобедимый

«Собака лает – караван идет». Так прокомментировал новость о принятии во втором чтении проекта закона о поэтапном введении единого государственного экзамена (ЕГЭ) до 2009 года академик Российской академии образования Александр Абрамов.
«Собака» в данном случае – значительная часть профессионалов образовательной сферы, более завидная роль «каравана» отведена депутатам Госдумы и чиновникам Минобра.
Несмотря на активные протесты коллег из левых фракций, законодатели не внесли в первоначальный текст проекта судьбоносных изменений. ЕГЭ призван обеспечить совмещение итоговой аттестации выпускников последних классов и вступительных испытаний для поступления в государственные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования. Экзамен будет проводиться федеральным органом исполнительной власти совместно с соответствующими региональными органами. Для координации работы формируются федеральные и региональные базы данных, порядок создания которых определяет правительство РФ. Абитуриенты, сдавшие ЕГЭ, будут получать свидетельство, действующее до 31 мая года, следующего за годом получения.
При этом для поступления в ряд спортивных, творческих и некоторых других вузов помимо ЕГЭ необходимо будет сдавать вступительные экзамены по профильным предметам. На эти «другие» имеет смысл обратить особое внимание. По сути, данная формулировка – единственная лазейка для ректоров, не желающих принимать студентов на основании результатов ЕГЭ. Определять вузы, которым предоставляется такая привилегия, должно правительство РФ. Таким образом, как сказал «Эксперту Online» депутат Госдумы Сергей Глазьев, делается уступка руководителям элитных вузов и отчасти снимается напряжение, возникшее вокруг законопроекта. По словам Глазьева, придание ЕГЭ статуса универсального критерия означает усиление бюрократической составляющей образования и ведет к потере глубины преподавания: «Школьные учителя будут вынуждены натаскивать подопечных специально к единому экзамену, и процесс обучения сведется к дрессуре», — заявил депутат.
Несоответствие изначальной задумки и качества претворения благих намерений в жизнь — проблема, как показал опыт ЕГАИС, всего «единого и государственного». Сегодня, после принятия проекта во втором, то есть решающем чтении, усилия могут быть направлены на разработку дополнительных опций, в частности касающихся гуманитарной сферы.Впрочем, в такой вариант развития верят далеко не все. Как сказал «Эксперту Online» цитировавшийся выше Александр Абрамов, «через два-три года эта система рухнет, поскольку все поймут, что она нежизнеспособна». Если этот прогноз оправдается, у противников реформы будет повод для злорадства, но не для радости: все равно процесс будет неизбежно запущен с самого начала, и не факт, что исполнители будут лучше.