вторник, ноября 28, 2006

Милиция признала свое бессилие перед угонщиками

Милиция по-прежнему бессильна перед автомобильными угонщиками. За 10 месяцев 2006 года только на территории Московской области зарегистрировано 6832 преступления, связанных с незаконным завладением автотранспортом. Из них 5064 транспортных средства было похищено в результате разбоев, грабежей или краж, еще 1768 подверглись угонам.
К сожалению, в целом число подобных преступлений в течение последних лет практически не снижается. В среднем за сутки в области похищается около 20 автомобилей. Раскрываемость между тем катастрофически мала – так, из 6832 раскрыто было всего 1143 преступления (каждое 6-е).
Воруют машины не только у москвичей – многие иногородние вынуждены возвращаться домой на чем угодно, но не на своем автомобиле. Согласно данным МВД, наибольшее количество угонов совершается на окраинах столицы и в ближнем Подмосковье – это районы Балашиха, Орехово-Зуево, Щелково, Мытищи, Серпухов. По кражам лидируют Химки, Одинцово, Люберцы, те же Мытищи. Где крадут, там и сбывают. Милиционеры предупредили: что бы там ни говорили, основной площадкой для сбыта краденых автомобилей по-прежнему остаются авторынки (в том числе крупнейшие – Мытищинский и Люберецкий). Поэтому тот, кто приобретает автомобиль с рук, сильно рискует и должен быть заранее готов к неприятностям.
Сотрудники областного ГУВД сообщили, что в большинстве случаев кражами автомобилей промышляют целые банды: кражи осуществляют абсолютно разные группы, иногда даже не знакомые между собой, “но у которых, безусловно, одна голова”. Найти “хвосты”, по словам представителей ГУВД, очень сложно.
По словам начальника отдела Управления уголовного розыска ГУВД Московской области полковника милиции Анатолия Клячина, несмотря на то, что в текущем году удалось добиться некоторой стабилизации, раскрываемость угонов и краж по-прежнему остается очень низкой. Дело не только в том, что угонщики постоянно совершенствуются в способах угона. Эффективность была бы выше, говорят милиционеры, если бы ГУВД заручилось государственной поддержкой по поимке воров. Сегодня законодательство слишком снисходительно к таким преступникам, считают сыщики, поэтому те уходят от наказания и быстро возвращаются к прибыльному ремеслу.
Дело в том, что сейчас ответственность за угон автотранспорта предусматривается по двум статьям УК: ст. 158 (кража) и ст. 166 (неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения). Угоны без цели хищения совершаются крайне редко, но доказать умысел следствию тяжело, поэтому на практике данное преступление квалифицируется не как кража автотранспорта, а как неправомерное завладение без цели хищения. Чтобы искоренить эту практику, МВД предлагало депутатам исключить из УК статью 166, чтобы любое неправомерное завладение автотранспортом расценивалось как кража. Кроме того, в Госдуму было направлено предложение о введении уголовной ответственности за посредничество при возврате угнанного автотранспорта. “Но в Думе эти вопросы не прорабатываются, – заявил А. Клячин. – В итоге мы сражаемся, как Дон Кихот, с ветряными мельницами!”Между тем сами законодатели придерживаются совсем другого мнения. “Существующие законы вполне позволяют бороться с угонами, – считает председатель Общества автомобилистов России и депутат Госдумы Виктор Похмелкин. – А статистики по рецидивам МВД почему-то не предоставляет”. МВД само поддерживает каналы по сбыту краденых машин, считает депутат: “Не секрет, что в министерстве существуют группы, которые сотрудничают с бандитскими группировками и являются их “крышей”. И МВД об этом знает”.