четверг, января 10, 2008

Две причины деградации

В противовес модернизму нормальное церковное сознание держится за живую историческую традицию своего времени, ею выверяет свою деятельность. Православный христианин дорожит статичностью своей жизни во Христе. Дорожит и осознает ее как великое преимущество. Это значит: «тещи и неподвижну быти» (Св. Феофан Затворник). Эта статичность имеет возможность сохраняться в сознании церковного народа, пока сохраняется гражданское общество, поддерживаемое на данной территории кесаревым государством, а церковный народ является его подлежащим. Государство, создавая единое поле взаимопонимания людей, создает условия и для исторической памяти и для осмысленного восприятия традиций. Когда же государство разрушено, становится в миллион раз труднее придерживаться «того, что всеми, всегда и повсюду было принято». Но хуже того: этот коренной консерватизм исчезает в умах христиан, уступая место – прямо пропорционально разрушениям в сфере культуры, образования, науки – самоуверенной, смелой ориентации их внутри «исторического пути Православия». читать дальше

Протоиерей Владимир Переслегин